Профориентация обучающихся |
Профориентационная работа в гимназии Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека. Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителей директора по учебной и воспитательной работе, педагогом-навигатором, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, учителями-предметниками. Главные задачи по профориентации учащихся: - сформировать положительное отношение к труду; -научить разбираться в содержании профессиональной деятельности; -научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; -научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности). Основными направлениями профориентационной работе в школе являются: - Профессиональная информация. - Профессиональное воспитание. - Профессиональная консультация. Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах. Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер. Принципы профориентации: 1) Систематичность и преемственность - профориентационная работа ведется не только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс. 2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. 3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями. 4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций. 5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах). Объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека. Формы профориентационной работы в гимназии: Работа с учениками - Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей. - Экскурсии на предприятия, ВУЗы. - Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов. - Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами. - Анкетирование учащихся. - Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.). Работа с родителями - Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников. - Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования. - Проведение классных и общешкольных родительских собраний. - Анкетирование родителей. - Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии. - Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул. - Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные). Организационно-методическая деятельность - Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников. - Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.
Целевая аудитория: обучающиеся образовательных организаций системы общего образования; родители (законные представители); педагогические работники, организации.
Основные федеральные и региональные документы (с активными ссылками) Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Региональные документы: Региональный проект «Успех каждого ребёнка» (утверждён Советом при Губернаторе Томской области по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 18.12.2020 г. № СЖ-ПР-2626) Письмо Департамента общего образования Томской области от 09.09.2020 г. № 57-4249 «О проведении осенней профориентационной кампании для обучающихся 5-11 классов» Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 19.03.2019 г. № 217-р «Об организации и проведении профориентационной кампании для обучающихся 5-11 классов общеобразовательных организаций Томской области»
Профориентационный минимумС 1 сентября во всех школах Томской области внедрена единая модель профессиональной ориентации — профориентационный минимум, начиная с 6 класса. Профориентационный минимум — универсальный набор инструментов для проведения мероприятий по профориентации. Он позволяет рассказать учащимся о наиболее значимых производствах и открывает мир рабочих профессий. Одним из блоков профориентационного минимума является проект «Билет в будущее», который реализуется по национальному проекту «Образование». В проекте принимают участие индустриальные партнеры, на базе которых проходят различные экскурсии, мастер-классы и профессиональные пробы.
Гимназия участвует в профориентационных проектах, таких как "IT старт", "Урок цифры", "Проектория".Информационные ресурсы:Билет в будущее — bvbinfo.ru Центр "Планирование карьеры" - https://cpc.tomsk.ru/ Навигатор профессий - https://copp70.ru/professions
Сотрудничество гимназии с Учебными Заведениями и организациями В рамках сотрудничества гимназии с ВУЗами учащиеся посещают мастер-классы, лекции, профпробы; принимают участие в днях открытых дверей; играют в тематические профориентационные игры.
https://www.tspu.edu.ru/index.php
Посещаемые мероприятия
|