Объективной потребностью современного общества, особенно в условиях перестройки всех его звеньев, в том числе и образования, является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса и рациональных вариантов содержания обучения и его структуры. Чем больше альтернативных методических решений, тем плодотворнее будет поиск путей обучения предмету в целом.
С 2017 года МАОУ гимназия №18 г. Томска и Факультет иностранных языков Томского государственного университета (далее ФИЯ ТГУ) в рамках муниципальной инновационной площадки осуществляют образовательную деятельность по углубленному изучению английского языка, и реализуют совместный проект «Создание вариативной образовательной среды для развития лингвистических компетенций», итоговой целью которого является присвоение МАОУ гимназии №18 г. Томска статуса «лингвистическая». По итогам проведения экспертизы проекта Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению гимназия №18 г. Томска был присвоен статус муниципальной инновационной площадки (Приказ №345р от 29.04.2019)
Ответственные исполнители проекта - учителя МАОУ гимназии №18:
Ахметшина В.С. (учитель английского языка)
Шиц Ю.Н. (учитель английского языка)
Участники проекта - учителя МАОУ гимназии №18:
- Кускова Е.В. (учитель английского языка)
- Смоленцева О.А (учитель английского языка).
- Макарова О.С. (учитель английского языка)
- Важова А.В. (учитель английского языка)
- Солонщикова М. Г. (учитель английского языка)
- Солдатенко Т.Г. (учитель русского языка и литературы)
- Яковлева В.И. (учитель русского языка и литературы)
- Журавецкая М.А.- (учитель русского языка и литературы)
- Возмилова И.С. (учитель математики)
- Кобина И.С.- (учитель математики)
- Шумакова С.В. (учитель математики)
- Воронова О.А. (учитель математики)
- Герасимова О.Н. (учитель истории)
- Капишникова С.В. (учитель информатики)
- Станислович Ю. А. (учитель обществознания)
- Крыжановская А.В. (учитель биология)
- Трапезников К.В. (учитель физической культуры)
Основной идеей проекта является формирование у учащихся предметных компетенций в техническом и гуманитарном направлениях основе лингвистических. Комбинация таких компетенций является необходимой и востребованной в XXI веке в среде информатизации и международного взаимодействия в научной и профессиональной сферах.
С целью реализации вышеуказанной идеи расширилась сетка аудиторных часов по английскому языку на всех параллелях (2-11 класс) и добавлено от 1 до 3 дополнительных часов сверх общеобразовательной программы, привлекаются иностранные преподаватели ТГУ для осуществления педагогической деятельности, разрабатываются новые рабочие программы, учебно-методические материалы, проводится непрерывный мониторинг знаний по английскому языку среди гимназистов, организуются внеклассные мероприятия (праздники, конкурсы, дни английского языка), в старшей школе комплектуются классы лингвистического профиля, классы технического профиля с элективным курсом английского языка для специальных целей (технический английский) под руководством преподавателей ТГУ, проводится ежегодная региональная конференция (с международным участием) «Диалоги с Сократом» на базе МАОУ гимназии №18.
МАОУ гимназия № 18 осуществляет свою деятельность по обеспечению реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления муниципального образования «Город Томск» в сфере образования. Предметом деятельности Учреждения является осуществление образовательного процесса детей в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 18 лет.
Концепция перспективного развития школы реализуется в МАОУ Гимназии №18 с 2017 года. Она ориентирована на переход от образования как передачи ученику определенной суммы знаний к продуктивному образованию. Продуктивное образование направлено на развитие познавательных и созидательных способностей личности, что позволяет учащемуся овладевать стратегиями и осваивать систему образовательной деятельности. Социальная среда и общество, а также процессы глобализации требуют модернизации языкового образования в школе, что зачастую решается при помощи введения углубленного изучения иностранного языка.
Стратегическая цель иноязычного образования в условиях гимназии с углубленным изучением иностранного языка – это развитие и воспитание поликультурной личности, способной и готовой осуществлять продуктивное межкультурное и межличностное общение с носителями языка и представлять отечественную культуру и познавать иноязычную культуру в процессе диалога культур.
В данном контексте, перед образовательным учреждением встали следующие задачи:
1. развитие иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) в совокупности речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной, необходимой и достаточной для общения в пределах повышенного и высокого уровней владения английским языком (уровень B 1 и выше);
2. развитие культуры устной и письменной речи на иностранном языке в условиях официального и неофициального общения;
3. развитие способности представлять свою страну в условиях межкультурного общения, используя иностранный язык как средство коммуникации для реализации различных целей: социализации, самоопределения и т.д.
Абсолютно очевидно, что в современной реальности, в которой учащийся может выбирать из достаточно большого количества образовательных учреждений, многие образовательные учреждения ищут пути модернизации образования в своем учреждении. Говоря о гимназии № 18, можно отметить, что важными предпосылками к переходу образовательного учреждения в статус учреждения с углубленным обучением иностранному языку стало желание повысить свою конкурентоспособность среди школ и гимназий, а также привлечь талантливых и одаренных учащихся и повысить мотивацию тех, кто уже выбрал данное образовательное учреждение.
В контексте подготовки к переходу в новый статус, гимназия наметила основные направления инновационного обновления образовательной программы МАОУ гимназии № 18, реализуя сотрудничество образовательного учреждения с Факультетом иностранных языков (ФИЯ ТГУ) и НОЦ Институтом инноваций в образовании НИ ТГУ.
Основная цель этого инновационного преобразования – создание условий для развития потенциала участников образовательного пространства через взаимодействие в открытой, доступной и разнообразной поликультурной образовательной среде. В контексте вышеназванной цели, гимназия ставит перед собой следующие задачи:
1.формировать доступную и разнообразную среду образования, в которой созданы условия для поликультурной коммуникации и возможности для учащихся выбирать индивидуальную траекторию развития с учётом профильной направленности;
2.создавать практики открытого партнерства, в котором уважаются и согласуются интересы участников образовательного процесса;
3.обеспечивать качество образования, которое опирается на инновационную педагогическую модель, способствующую воспитанию поликультурной коммуникативно развитой личности учащихся, способной в соответствии со своими реальными потребностями и интересами, успешно осуществлять речевое общение любого рода в различных областях личных или профессиональных интересов.
В ходе реализации проекта актуальной становится необходимость в рациональном и продуктивном наполнении содержания обучения английскому языку качественно новыми и эффективными моделями обучения, использовании инновационных образовательных технологий, в том числе и дистанционных, организации образовательных внеурочных мероприятий, расширении тематического содержания сверх стандарта обучения, использовании дистанционных образовательных технологий и платформ.
Кроме того, была создана проблемно творческая группа «Создание вариативной образовательной среды для развития лингвистических компетенций». (Приложение 2). Целями данной ПТГ являются продвижение и реализация концепции лингвистической образования в МАОУ гимназии №18: проведение внеурочных мероприятий, интегрированных занятий, реализация международной деятельности и т. п. Членами ПТГ стали учителя иностранных языков МАОУ гимназии №18, а также учителя предметники (не лингвисты), задействованные в осуществлении инновационной образовательной деятельности по технологии CLIL (обучающие методики, где предметы преподаются на иностранных языках. CLIL преследует две цели, а именно — изучение предмета посредством иностранного языка, и иностранного языка через преподаваемый предмет).
Новизна проекта
В связи с интенсификацией изучения английского языка в МАОУ гимназии №18, как основного профильного предмета, внеурочная деятельность приобретает особую актуальность. В качестве образовательных технологий были выбраны технологии CLIL, как наиболее эффективные при углубленном изучения английского языка в заданной предметной области (естественные науки, технология, инженерное дело, творчество, математика и даже гуманитарные науки).
Особенностью осуществления интеграции является проведение занятий двумя учителями разных дисциплин: учителем английского языка и учителем-предметником одновременно, что влечет за собой множество трудностей как на этапе целеполагания и планирования, так и в ходе проведения занятий. Кроме того, проектирование и построение системы внеурочной интегрированной деятельности обучающихся является очень сложным делом, его успешное осуществление не представляется возможным без опоры на теоретические, методические и практические разработки. Соответственно, разработка интегрированных занятий предполагает тесное взаимодействие двух учителей в методическом поле: детальное планирование, общая концепция мониторинга и четкое распределение ролей.
К сожалению, сегодня реализация данной технологии CLIL в России носит эпизодический характер и представлена в виде интегрированных уроков, главным образом в высшей школе. Новизна проекта заключается в том, что впервые в общеобразовательной школе внедряется и успешно реализуется курс внеурочной деятельности в формате интегрированных занятий по обучению техническому английскому языку, разработанный учителями МАОУ гимназии №18 совместно с представителями Института инноваций в образовании ТГУ, факультетом иностранных языков ТГУ и кафедрой радиоэлектроники Радиофизического факультета ТГУ. Кроме того, внедрение английского языка как средства обучения другим предметам, представляет особую важность и значимость, что позволяет образовательному учреждению достичь нового качества образования.
В результате тесного взаимодействия и интенсивной работы учителей МАОУ гимназии №18 г. Томска совместно с преподавателями ТГУ была выбрана оптимальная форма внеурочной деятельности в виде клубов, определено тематическое содержание курса (в том числе и по результатам анкетирования среди гимназистов), разработаны программы, календарно-тематические планы, методические рекомендации, учебно-методические материалы, русско-английский словарь терминов, подобраны учебные пособия и online ресурсы и др.
В рамках курса предлагается разрабатывать научные и инновационные проекты на базе гимназии с их последующим представлением и защитой перед членами клуба и приглашенными представителями научного сообщества ТГУ, а также обучение школьников метапредмету на английском языке в формате ролевых и деловых игр, заседаний круглых столов, лекций.
Цели проекта
Целью проекта является присвоение МАОУ гимназии №18 статуса муниципальной инновационной площадки «Создание вариативной образовательной среды для развития лингвистических компетенций», формирование иноязычной коммуникативной среды в гимназии, внедрение английского языка как средства обучения неязыковым предметам, формирование иноязычной коммуникативной компетенции в области точных и гуманитарных наук среди учащихся 8-11 классов (в зависимости от выбранного учащими направления), развитие проектных умений, иноязычных творческих коммуникативных умений, совершенствование умений устной и письменной речи в сфере выбранного направления.
|